zurkeshe (zurkeshe) wrote,
zurkeshe
zurkeshe

«Мир без воров»

(Tian xia wu zei, A World Without Thieves)

Строгий, но справедливый товарищ vad_nes, с которым я, жалкий, давно полемизирую на тему «Джонни То круче Фэна Сяогана», сказал давеча: «Кстати, я тут наконец посмотрел сяогановский "Мир без воров" - обалденно. То со своим "Воробьем" отжимается».
Такого оскорбленья я вынести не мог – и посмотрел тоже.
Имею сообщить следующее.
Сопоставление заглавной картины с "Воробьем" неслучайно – фильмы похожи так, словно два почтенных режиссера приняли участие в творческом конкурсе, объявленном КПК, МВД и артелью «Сонь Кай – золотая ручка».
Сюжет «Воробья»: шайка прожженных, но добрых внутри карманников встречает femme fatale, тоже прожженную, добрую внутри и вдобавок томящуюся как наложница в гареме крупного авторитета. Карманники решают освободить прекрасную femme и вписываются в конкурс «кто кого переворует».
Сюжет «Мира без воров»: симпатичная карманница на почве личных обстоятельств решает покончить с гадким ремеслом, а ее циничный приятель не решает. Тут они встречают добряка-лопуха-деревенщину, вопящего на весь Китай, что честным трудом заработал 60 тыс. юаней и теперь едет в родную деревню жениться-строить дом-покупать корову и телевизор – и никто ему не помешает, потому что, как известно, плохих людей нет, а воры – это выдумки недобрых сказочников. С этим воплем лопух садится в поезд, выше крыши набитый организованной карманной группировкой, тут же сделавшей стойку. А герои занимают соседнее сиденье: парень – чтобы забрать 60 тыс. себе, девушка – чтобы оставить их при колхознике. Дальше как положено: конкурс, катарсис и светлая печаль.
Оба фильма тщательно выстроены по принципу трагикомического матраса, нашинкованы гэгами, легким мордобоем, ловкостью рук и виртуозными сценами воровских дуэлей. И очень непохожи.
Ничего не поделаешь – все упирается в происхождение. То – гонконгский режиссер, и смотрит на Запад. По стилистике, сценарной и режиссерской работе «Воробей» - не то чтобы голливудский, но такой продвинуто-голливудский стиль: долгие сложные планы, 5-минутная рапидная съемка подрезания одного кошелечка тремя взводами молчаливых воров, синие светофильтры, никакой полиции и вообще госпредставителей в кадре, моралите чуть припорошено стилевой поземкой, но вполне читается – при этом главные герои непременно жив-здоровы, как и заглавный воробушек с подозрительно здоровенным красным клювом.
Фэн – континентальный мужчина, воспитанный в том числе и на советском кино. И смотрит на Север. Отсюда интерес к маленьким людям, бытовым зарисовкам про поезда или яичную диету, руководящей и направляющей милицейской роли или там картинам родной природы с ее бескрайними просторами, где хрен выживешь, если отстал. Хотя именно Фэн, а не То успел тыщу лет назад снять комедию с голливудской звездой (Доналдом Сазерлендом), которую я, впрочем, еще не смотрел.
Строгий, но справедливый товарищ vad-nes называет Фэна китайским Рязановым. На что жалкий я жалко ответил: «Ну, Рязанов если такое снимет, ему 20 последних лет простятся». Насколько я могу судить по двум фильмам, в одну нишу дяденька не впихивается. Первый фильм Фэна, который я смотрел – «Сигнал к отступлению» (он же «Во имя чести», он же «Ji jie hao», он же «Assembly») - представляет собой интересный симбиоз: экшн сделан абсолютно под "Рядового Райана", зато вторая половина – ранний Чухрай и среднебрежневский гуманизм, "Чистое небо" встречается с "Неизвестным солдатом".
А «Мир без воров» - это, товарищи, «Калина красная». Типичная.
Это не плохо – но и не хорошо. Жалкий я очень люблю писателя Шукшина, спокойно отношусь к актеру Шукшину и сдержанно – к режиссеру с той же фамилией. Но «Калина красная», да простят меня киноведы, зэки и гуманисты – плохое кино, потому что фальшивое (не люблю это слово, но подходит, зараза). В нем есть ряд очень сильных эпизодов и куча мощных актеров, что не спасает.
И вот что удивительно: в «Мире без воров» тоже есть немало не то чтобы фальшивых, но вполне приторных эпизодов, есть лайт-вариант Федосеевой, есть истеричная маруха (которая, в отличие от советского оригинала (слава тебе, Господи), умеет делать вертикальный шпагат), и есть, конечно, Егор Прокудин в исполнении Энди Лау (честно говоря, в «Сигнале к отступлению» ряд персонажей был вообще дико похож на Василия Макаровича, но будем считать это не осознанным решением режиссера, а историческим совпадением, вполне объяснимым генезисом алтайских уроженцев) – вот все это есть, а ощущения фальши нет. В смысле, я, жалкий, со строгим, но справедливым товарищем vad_nes не согласен, конечно: То со своим «Воробьем» на фоне Фэна с его «Миром без воров» не отжимается. Но кино-то хорошее, достойное – и, что особенно обидно, на голову выше почти всего, что поставляется нам из голливудских закромов и совсем всего – что кочевряжится в закромах отечественных.
Очень обидно, честно говоря. Зато есть что смотреть и куда смотреть.
На будущее, так сказать.

В качестве эпилога скромно приведу кусочек дискуссии со строгим, но справедливым товарищем vad-nes:
- Вот помяни мое слово - лет через десять Сяоган будет первым китайским режиссером. Даже через пять.
- Ничо, в Голливуд вытащат, и скурвится он там, как Ву и Харк. Будет такое же говно унылое гнать.
- Не думаю, что он поедет. В Китае он самый кассовый режиссер, а там ему что делать? Говно за американцами подтирать?
- Вряд ли у помянутых товарищей все плохо было. Я больше скажу: Бекмамбетов в России тоже луччый щиталсо. И чо?

Очень хочется угодить своими прогнозами в небушко, молоко и иные безболезненные области.
Tags: Джонни То, Китай, кино, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments